Участие в международных конференциях

Международные конференции

США

Заметка об участии в ежегодной встрече Американского общества по изучению Истории технологии

(Портленд, штат Мен, октябрь 2013)

 

Никифорова Н.В.

 

Американское общество истории технологии (Society for the History of Technology, SHOT) ведет свою историю с 1958 года, деятельность его направлена на изучение технологии, понимаемой максимально широко, ее истории и связи с социальными и культурными процессами. Сейчас общество базируется в Политехническом университете Виргинии, его существование связано с MIT и Технологическим институтом Джорджии. Среди декларированных задач этой научной институции – исследование взаимосвязи технологических объектов и практик с политическими, экономическими, трудовыми, деловыми, экологическими, процессами, наукой, искусством. Инициатором и идеологом общества был Мелвин Кранцберг (Melwin Kranzberg), также у истоков были Томас Парк Хьюз (Thomas Parke Hughes), Лео Маркс (Leo Marx).

Кранцбергу принадлежит высказывание, ставшее классическим: «технология – не хорошая и не плохая, но в тоже время она и не нейтральна». Примечательно, что технология рассматривается как компонент национального дискурса и элемент национальной идентичности. То есть феномен технологии как бы монополизирована американской историей и американской культурой.

Подход к рассмотрению технологии как существеннейшего компонента национальной культуры США институализирован в системе современного высшего образования. Многие американские университеты предлагают своим студентам курсы по технологии в истории США. Например, Массачусетский технологический институт, а также Принстонский Университет предлагают студентам курс «Технология в американской истории». Курс изучает взаимосвязи истории технологии и социальной истории американского общества с колониальных времен до настоящего времени, основывается на той идее, что технология одновременно является отражением социокультурных ценностей и одним из факторов трансформации этих ценностей. Показать учебник.

У истоков создания общества были также ученые Томас Хьюз (Thomas R. Hughes) и Лео Маркс (Leo Marx). Их тексты сейчас считаются классическими и знакомы каждому американцу, даже далекому от изучения технологии.

Книга Лео Маркса «Машина в саду: Пасторальный идеал в Америке» (“The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America”, 1964) послужила мощным катализатором американского национального дискурса вокруг идеи технологии. Маркс анализировал механизм и особенности формирования американской идеи процветания и успеха, символическую образную составляющую американской литературы рубежа XIX и XX веков и концентрировал свое внимание на сюжете вторжения технологических объектов в природный ландшафт: Главной тенденцией Маркс считает тему внезапного вторжения индустриального в дикий природный ландшафт.

Основным конфликтом эпохи, с которым имеет дело литература – противоречие между свободной и безмятежной жизнью на лоне природы и репрессивностью промышленной цивилизации. Среди эпизодов, которые в таком ключе интерпретирует Л. Маркс, – плавание на плоту Гекльбери Финна и беглого раба Джимми из шестнадцатой главы романа М. Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». В темноте прямо в их плот с треском вламывается огнедышащий пароход, Гек едва успевает поднырнуть под колесо и спастись, но Джимми он уже не находит. Образы сталкивания дикой природы с цивилизацией составляют «аксиоматический» слой американской художественной традиции XIX века, свойственны в равной мере и литературе, и изобразительному искусству. Лео Маркс, исследуя становление «американской мечты», полагает, что литература не только обнажила конфликт природы и машины, но и «настроила» на поиски компромисса между счастьем на лоне дикой природы и властью технического прогресса. Литература ответственна и за открытие дикой природы Америки как национального достояния, и за символизацию технического объекта, наделение его метафизическими и потестарными характеристиками. Введенное им понятие «риторики технологического возвышенного» используют специалисты по философии техники.

Для анализа пространственных репрезентаций пасторального идеала не менее важным оказалось введенное Л. Марксом понятие «среднего ландшафта» (“middle landscape”), той самой машины в саду. Средний ландшафт, сочетающий в себе естественность дикой природы и следы или артефакты цивилизационной деятельности человека, стал, по мнению Л. Маркса, новой «специфически американской постромантической индустриальной версией пасторали».

Томас Хьюз. Концепция больших технологических систем. Включают сложные компоненты, ориентированные на решение задач. Компонентами БТС могут быть технические артефакты (турбогенераторы, трансформаторы), институции (фирмы, банки, коммунальные предприятия), научные компоненты (литература, образовательные и исследовательские программы, номроустановительные компоненты. ТС одновременно социально сконструированы и являются социально образующими. Он анализирует историческую динамику и закономерности систем, выводит эвристически значимое понятие технологического стиля. Эта категория отчасти несет в себе память о художественных стилях. Речь может идти о национальных чертах или чертах эпохи, interwar period – барокко военных технологий - огромное количество разработок, предпринятых в межвоенный период, их высокую стоимость и практическую неприменимость в связи с недостатком проверок на практике.

SCOT – social construction of technology. Бруно Латур, Тревор Пинч, Вибе Бийкер. Впервые эта концепция была представлена на заседании общества. Ее возникновение связано с исследованиями процессов инноватики. Технология как нечто, формируемое сетью людей, вещей, идей и т.д. это и чиновники, и эксперты, и ученые, и пользователи. Кроме того, это объект между разными релевантными социальными группами. Группы по-разному интерпретируют этот объект (конструируют инженеры, описывают эксперты, под ним что-то понимают чиновники), это нечто перетекающее между ними. Основополагающую роль в развитии и стабилизации играют пользователи. Принципиально эта концепция возникла в связи с желанием уйти от линейного понимания инновационного процесса – то есть те технологии, которые утвердились – не обязательно самые лучшие, они связаны с решением проблем тех или иных социальных групп, в свою очередь, связанных с интерпретацией технологии.

Вокруг общества постепенно сформировалось целое научное направление, предметом изучения которого являются технологии в широком социокультурном контексте, Членами SHOT сейчас являются 1500 человек по всему миру. Сообщество выпускает ежеквартальный журнал и «Технология и Культура» и ежемесячный вестник «Исторические перспективы изучения технологии, общества и культуры». Ежегодно общество проводит научные встречи-конференции, каждая четвертая встреча организуется за пределами США, что способствует расширению академических контактов и укрепляет международное присутствие сообщества.

В рамках конференции было организовано 50 тематических секций. Как правило, оргкомитет заявляет некоторую центральную организующую тему. В прошлом году – транснациональная история технологий. В этом году – тема материальности и роли пользователя в развитии технологии.

Интересные вопросы и идеи, затронутые в обсуждениях:

- disability studies. Исследования инвалидности (дизабилити) как отдельное направление в социогуманитарных науках возникли в англоязычных странах в конце ХХ века на пересечении социологии, философии, феминизма, постструктуралистской критики власти и теории меньшинств. Влияние на урбанистические практики, создание технологий чтения для слепых.

- гендер. Женщина в инженерной профессии и в компьютерной индустрии. Женщина как первый вычислительный аппарат. Социальные изменения в обществе в связи с привлечением женщин к работе с вычислительной техникой. Корпоративная история и роль гендера.

- Digital Humanities. Был устроен мастер-класс по 3д печати (ложка Алана Тьюринга)

Алан Тьюринг - английский математик, логик, криптограф. Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная «Машина Тьюринга», которую можно считать моделью компьютера общего назначения, позволила формализовать понятие алгоритма и до сих пор используется во множестве теоретических и практических исследований.

Общепринято считать Алана Тьюринга отцом информатики и теории искусственного интеллекта.

- советская тема. СССР-США. Популярной темой оказалась советская культура, история советских технологий, советского технического образования. Особенно большое количество слушателей собрали доклады, посвященные контактам между СССР, Европой и Америкой в период холодной войны, трансфер технологий и идей, способы получения и внедрения зарубежных идей в СССР; культурные и социальные аспекты функционирования и развития советских научных городов, история советской кибернетики, образ американской технологии в формировании советской идентичности.

 

 

Понятие «технология» является центральным для американской научной историко-культурной традиции, несопоставимо более значимым, чем функционирование понятия «технология» в российской культурологии. Оно маркирует такие проблемы, которые в современной российской культурологии обозначаются как «природа и культура», «общество и культура», «личность и культура». Не будет преувеличением сказать, что роль понятия технология в американской гуманитарной традиции второй половины ХХ века сопоставима с ролью понятия «культура» для российской философско-культурологической мысли этого времени. Это сравнение позволительно еще и в смысле многообразия трактовок этих понятий, глубины значений понятий и постановки научных проблем, маркированных в одном случае (российском) как «культура», в другом (американском) как «технология». В отличие от российской культурологи, американский аналог сосредоточен не на общих вопросах культуры, а на культурной специфике США, а «технология» признана основой национальной самобытности, фундаментальным образом картины мира, компонентом национальной идентичности.

 

 

Дата события: 
четверг, 24 января, 2013 (Весь день)
пятница, 25 января, 2013 (Весь день)